Статья 57. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

1. Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

3. Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.

4. Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

5. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.
6. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

7. Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах капитального строительства в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и орган по учету государственного и муниципального имущества в необходимом объеме, а также сведений о соответствии объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, сведений о классе энергетической эффективности многоквартирных домов в органы государственной власти, которым такие сведения необходимы в связи с осуществлением ими их полномочий, в том числе полномочий по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (часть дополнена с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ.
9. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам:
1) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

9.1. По межведомственным запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, предоставляются не позднее пяти рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района соответствующего межведомственного запроса.

(Часть дополнительно включена с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ)
10. Порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.

Комментарий к статье 57 ГрК РФ

Основные акты, составляющие нормативно-правовую базу функционирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, изложены в комментарии к ст. 56, в контексте с содержанием которой можно уяснить требования комментируемой статьи.

Базой применения ст. 56 и 57 и других норм ГрК РФ, регулирующих информационное обеспечение градостроительной деятельности, являются ч. 4 и 5 ст. 29 и ст. 42 Конституции РФ, приводимые выше. Кроме того, согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.

Имеющими отношение к комментируемым нормам могут считаться ст. 19 о праве на информацию Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и соответствующая Декларация Российской Федерации 1991 г., Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Экономическое развитие и охрана природы", Всемирная хартия природы 1982 г., Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду.

Орхусская конвенция "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию" 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не вступила в действие ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении . Не будучи для нашей страны обязательной, Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.

--------------------------------
См.: распоряжение Правительства РФ от 22 июня 1998 г. N 833-р "Об участии делегации Российской Федерации в работе 4 Общеевропейской конференции "Окружающая среда для Европы на уровне министров" (г. Орхус, Дания, 23 - 25 июня 1998 года)" // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3246.

В связи с принятием гл. 7 ГрК РФ были внесены изменения в ст. 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": к компетенции органов местного самоуправления муниципального района и городского округа отнесено ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности соответственно муниципального района и городского округа.

Бесплатное предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется по запросам органов публичной власти, к которым согласно ч. 9 комментируемой статьи относится также Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Агентство согласно Положению о нем является органом, осуществляющим государственный технический учет объектов градостроительной деятельности.

Такими же правами на получение информации пользуются комитеты по управлению государственным имуществом и по управлению муниципальным имуществом. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" оно призвано учитывать государственное и муниципальное имущество . Будет ли передача сведений осуществляться в инициативном (обязательном) порядке или по запросам этих органов публичной власти, покажет практика.

--------------------------------
СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.

Судебная практика рассмотрения споров, связанных с градостроительной деятельностью, достаточно разнообразна, но в связи с ее информационным обеспечением небогата, а успехов в отстаивании требований закона удается достичь еще реже.

В Советском районном суде г. Уфы рассматривалось дело по иску М.И. Кулешова к ФГУП "Гидравлика", Уфимскому предприятию тепловых связей, Управлению жилищного хозяйства Советского района и администрации района о неблагоприятных условиях проживания в связи с прокладкой под его квартирой и домом трубы, шум от которой превышает допустимый уровень, предусмотренный стандартом СН-3077-84 "Санитарные нормы допустимого шума в помещениях и жилых зданиях".

После многолетнего рассмотрения спора, в том числе в Верховном Суде Республики Башкортостан, преодоления сопротивлений должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора и районной администрации в истребовании необходимых информационных документов иск был удовлетворен решением о предоставлении другой квартиры и о возмещении морального вреда.

Решением Кировского районного суда г. Уфы от 1 октября 2003 г. по представлению прокурора Республики Башкортостан признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению распоряжение Кабинета министров Республики Башкортостан, которым решено изъять из земель городских лесов МУП "Горзеленхоз" земельный участок площадью 1 га и предоставить его в постоянное пользование МУП "Уфаводоканал" для строительства снегоплавильного пункта.

Распоряжение было принято без учета общественного мнения, так как население поначалу даже не было проинформировано о проекте. Поскольку строительные работы и вырубка деревьев продолжались, другим решением суда работы были запрещены в целях исполнения принятого судебного решения.

Союз экологов Республики Башкортостан обратился в Приуфимское территориальное управление по охране окружающей среды Госкомэкологии РБ с просьбой предоставить для населения информацию о нефтешламовых отходах, хранящихся на территории, и о принимаемых мерах по нарушениям в этой сфере. Начальник ПТУ в предоставлении информации письменно отказал, ссылаясь на п. 2 Приказа Госкомэкологии РБ от 11 июля 2002 г., согласно которому начальникам территориальных управлений запрещено без согласования с руководством Госкомэкологии РБ передавать информацию о деятельности подконтрольных предприятий и организаций.

Был получен отказ и от Госкомэкологии РБ. После этого по жалобе Союза экологов РБ в защиту общественных интересов Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой внесен протест на п. 2 указанного Приказа, который был мотивирован следующим: нарушены ст. 29 и 33 Конституции РФ, ст. 3, 11 и 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".

К числу основных задач Приуфимского территориального управления по охране окружающей среды согласно Положению о нем, утвержденному Госкомэкологией Республики Башкортостан 27 мая 2002 г., относится деятельность по обеспечению населения, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией; управление должно работать публично путем передачи в СМИ материалов, имеющих отношение к вопросам обеспечения экологической безопасности. Соответствующий пункт Приказа как ограничивающий доступ граждан к экологической информации был отменен .

--------------------------------
См.: Орхусская конвенция в России: реализация принципов на региональном уровне: Сб. документов / Сост. А.К. Веселов. Уфа: Союз экологов Республики Башкортостан, 2004.

Ознакомление с состоянием обращений граждан по вопросам благоприятных условий жизни в поселениях в суды и в государственные, муниципальные органы носит, как правило, конкретный, локальный характер, причем чем крупнее поселение, тем более часты обращения граждан (исходя из количества обращений на число жителей). Мало сообщений о правонарушениях, об ограничении экологических прав граждан.

Общественными экологическими объединениями констатируются сокрытие и непредоставление информации должностными лицами органов публичной власти, их низкая правовая культура, отсутствие мотивированных ответов на заявления и жалобы. Почти 30 лет действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в ред. от 4 марта 1980 г.) "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" , в соответствии с которым может истребоваться и обжаловаться информация о градостроительной деятельности.

--------------------------------
Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. N 2. Ст. 192.

Действует и может применяться для защиты информационных прав граждан, в том числе в области градостроительной деятельности и ее информационного обеспечения, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" .

--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

Меры по усилению гласности и распространению информации, в том числе о состоянии окружающей среды, принимаются. Так, участились случаи нарушений Федерального закона "Об экологической экспертизе" 1995 г. и особенно сокрытия от общественности сведений о начинающемся строительстве, перепрофилировании предприятий, отводе или переводе земель из одной категории в другую, в частности о переводе земель лесов первой и других групп в нелесные.

В связи с этим МПР РФ издан Приказ N 683 от 1 августа 2003 г. "О распространении информации о проведении государственной экологической экспертизы" по объектам, размещение, проектирование и строительство которых вызывают озабоченность населения.

После поступления материалов на государственную экологическую экспертизу они должны быть размещены на официальном интернет-сайте МПР РФ с указанием:
1) сведений о характере планируемой хозяйственной и (или) иной деятельности;
2) предполагаемых сроков проведения экспертизы.

Руководителям территориальных органов поручается размещать на своих сайтах информацию об объектах экспертизы и сроках ее проведения.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 утверждено Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой системе по техническому регулированию, которым развиваются правоотношения, установленные Федеральным законом "О техническом регулировании" и гл. 7 ГрК РФ (см. комментарий к ст. 2).

Административная ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем предусматривается ст. 5.39 "Отказ в предоставлении гражданину информации" и ст. 19.7 "Непредоставление сведений (информации)" КоАП РФ. Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда гражданам, юридическим лицам и всему обществу.

Консультации и комментарии юристов по ст 57 ГрК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 57 ГрК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.